Новости СоюзМаш России

12.08.2013

Информационный обзор прессы 12.08.13

Союз машиностроителей России

Пресс-служба

ОБЗОР СООБЩЕНИЙ

СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

12 августа 2013 года

Содержание:

 

1.О Союзе машиностроителей России.

 

Телерадиокомпания Терра, 9 августа 2013 г., Россия - лидер в космической отрасли?

А также по теме:

Портал машиностроения: В.Гутенев: Реорганизация Роскосмоса необходима

Оружие России: Россия - лидер в космической отрасли ?

 

ИТАР-ТАСС, 9 августа 2013 г., Шесть депутатов Госдумы намерены исправить 16-летнюю опечатку в Воздушном кодексе

Российская газета, 9 августа 2013 г., В Воздушном кодексе исправят опечатку, допущенную 16 лет назад

А также по теме:

Взгляд.ру: Депутаты решили исправить 16-летнюю опечатку в Воздушном кодексе

Бизнес-ТАСС: Шесть депутатов Госдумы предлагают исправить 16-летнюю опечатку в Воздушном кодексе

 

и-Маш. Ресурс Машиностроения, 12 августа 2013 г., Владимир Гутенев: будущее - за композитами металлами

Телерадиокомпания Терра, 9 августа 2013 г., Форум «Инженеры будущего» превратился в серьезный «полевой» университет

Газета­Хот, 9 августа 2013 г., И. о. ректора НИ ИрГТУ Александр Афанасьев объявил благодарность сотрудникам и студентам университета за работу на форуме «Инженеры будущего»

Студенческая правда, 9 августа 2013 г., Студенты Уральского федерального университета вновь подтвердили звание «инженеров будущего»

Ulpressa, 9 августа 2013 г., Экология — общее дело

Авиа­Порт.Ru, 9 августа 2013 г., УМПО продолжает реализацию проектов по субсидии Министерства образования РФ

Авиа­Порт.Ru, 9 августа 2013 г., Спортсмены УОМЗ выступят на чемпионате мира по легкой атлетике

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

Коммерсант, 12 августа 2013 г., Ракетам дали месяц на сборы в космос \\ В сентябре возобновятся пуски "Зенитов", "Рокотов" и, может быть, "Протонов"

ИТАР-ТАСС, 9 августа 2013 г., Дмитрий Рогозин будет в режиме онлайн следить за строительством судоверфи "Звезда"

 

3. Автомобилестроение.

 

Ведомости, 12 августа 2013 г., Renault, Nissan и Lada сбились с пути \\ Альянс Renault — Nissan — «АвтоВАЗ», планирующий к 2016 г. занять 40% российского рынка, пока теряет позиции

 

4. Авиастроение.

 

Ведомости, 12 августа 2013 г., Ил-112 снова в строю \\ Министерство обороны решило возобновить разработку легкого военно-транспортного самолета Ил-112, закрытого при Анатолии Сердюкове

Известия, 12 августа 2013 г., Единую войсковую АСУ впервые представят на МАКС-2013 \\ Авиационная система позволит бомбардировщикам получить характеристики самолетов пятого поколения

Коммерсант, 12 августа 2013 г., "Вертолетам России" меняют командира \\ и ищут стратегического инвестора

 

1.О Союзе машиностроителей России.

 

Телерадиокомпания Терра, 9 августа 2013 г., Россия - лидер в космической отрасли?

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности, первый вице-президент Союза Машиностроителей России Владимир Гутенев считает, что освоение космического пространства всегда было сложным, но престижным занятием. «С момента полета первого человека в космос СССР закрепил за собой первенство в этой отрасли. Но за 20 лет ситуация существенно изменилась: первенство сменилось сотрудничеством с другими странами, и сегодня говорить о лидерстве России в космической сфере не приходится», - подчеркнул Гутенев.

В XXI веке количество стран, осуществляющих космическую деятельность, увеличилось в 1,5 раза. Наиболее динамично космическая отрасль развивается в Китае, который уже обогнал США по количеству запусков, по активности стал второй космической державой после США, а по темпам развития отрасли – первой. В настоящее время международная космическая деятельность приобретает новое нетрадиционное качество – активно развиваются частные компании, которые предлагают новые технологические решения и участвуют в крупных международных программах.

Мировой космический рынок за 5 лет вырос со $170 млрд до $250 млрд. Его российский сегмент по различным оценкам составляет около $10-12 млрд. «С одной стороны, это относительно немного, но с другой – сопоставимо с доходами от экспорта российского вооружения. Основные конкурентные преимущества России – более низкая стоимость вывода полезной нагрузки на низкие и геопереходные орбиты. Поэтому Россия пока еще удерживает 1-е место по числу запусков: 24 из 78 за прошлый год. За Россией следует Китай с 19-ю пусками, 3-е место у США – 13 пусков. Но из-за участившихся аварий ракет-носителей доля России в коммерческих запусках снизилась с 57% в 2010 году до 31% в прошлом», - пояснил первый зампред думского Комитета по промышленности.

«Ситуация с отечественными спутниками хуже: качество их низкое, стоимость – выше зарубежных, а затраты на создание и поддержание российского спутника в работоспособном состоянии в 4 раза превышают зарубежные стандарты. Россия в значительной степени утратила способность проектировать и изготавливать часть приборов и узлов современных спутников. Российское производство спутников практически не представлено ни на мировом рынке готовых изделий, ни на рынке комплектующих», - считает депутат.

Гутенев пояснил, что в России до сих пор нет национальной системы космических метеонаблюдений, поэтому Росгидромет в основном использует данные с зарубежных спутников. «Количество аппаратов космического мониторинга окружающей среды и дистанционного зондирования Земли в последние годы увеличилось с 5 до 7. Но это в 3 раза меньше, чем в США, более чем в 2 раза меньше, чем в Китае, и даже меньше, чем в Индии. К тому же они не представляют собой систему: создаются на 7 предприятиях без отраслевой координации», - отметил парламентарий.

Владимир Гутенев напомнил, что первый спутник Глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) был выведен на орбиту в 1982 году. «Штатного состава в 24 аппарата система достигла в 1995-м, но к 2001 году работали только восемь. В июне 2010-го Анатолий Перминов, возглавлявший тогда Роскосмос, обещал, что полное развертывание "ГЛОНАСС" завершится до конца года. Однако это произошло только в декабре 2011 года», - подчеркнул депутат.

«Острота накопившихся проблем  широкой общественностью в основном воспринимается по информации о многочисленных авариях, которые фатально преследуют российскую космическую отрасль в последние годы. В этом ряду стоят и изменения в сроках запусков, и потеря многообещающих, дорогостоящих аппаратов. С начала 2011 года произошло 9 аварий. По оценкам экспертов, ущерб от них может превышать доходы от космической деятельности. Надо сказать, что в других ведущих странах динамика космических неудач – значительно ниже. В итоге за последние 3 года конкурентоспособность российских ракет-носителей на мировом рынке существенно снизилась. Особенно это стало заметным после неудачного 2011 года», - считает первый зампред думского Комитета по промышленности.
Такая ситуация в космической отрасли, по мнению депутата, сложилась из-за отсутствия необходимой эффективности в управлении космической отраслью. «В декабре 2012 года Федеральное космическое агентство опубликовало госпрограмму «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы». В программе зафиксированы три приоритета. Первый – обеспечение гарантированного доступа России в космос, развитие и использование космической техники, технологии и услуг в интересах социально-экономической сферы, а также развитие ракетно-космической промышленности и выполнение международных обязательств. Второй приоритет – создание космических средств в интересах удовлетворения потребностей науки. Значимость этого направления связана с качественным изменением космической техники, которая становится сегодня основным инструментом в получении знаний о Вселенной. Третий приоритет – пилотируемые полеты, в том числе предполагающие проведение уникальных технологических и биологических экспериментов в условиях длительного отсутствия гравитации», - рассказал Гутенев.

Госпрограмма предусматривает рост доли ракетно-космической промышленности России в этом секторе мирового рынка до 14% к 2015-му и до 16% - к 2020 году. Ожидается двукратный рост производства в отрасли по сравнению с показателями 2011 года. Производительность труда предполагается повысить в 2,23 раза, а техническую оснащенность – с 20 до 60%. В результате долю России на мировом рынке ракетно-космической техники планируется увеличить до 16%.

Для достижения этих целей Роскосмос предлагает активнее внедрять перспективные технологии высокотехнологичного машиностроения, приборостроения и материаловедения, расширять развитие экспериментальной базы для отработки перспективной космической техники. Кроме того, согласно документу одним из приоритетов станет совершенствование системы управления ракетно-космической промышленности, осуществление комплексных мероприятий по ее реструктуризации и техническому переоснащению. «Итогом госпрограммы должны стать создание и принятие в эксплуатацию космического ракетного комплекса «Ангара-А5», строительство объектов космодрома "Восточный". К 2015 году в космосе должны будут находиться 95 российских космических аппаратов, а к 2020-му – 113. Отдельно оговаривается и развитие "ГЛОНАСС": если в настоящее время точность определения местоположения объектов составляет около 2,8 м, то к 2015 году система должна обеспечивать точность около 1,4 м, а к 2020-му – около 0,6 м», - рассказал парламентарий.

«Что может помешать реализации этой госпрограммы? Три основные стандартные проблемы: недостаток финансовых ресурсов, дефицит квалифицированных кадров, низкое качество управления проектами», - считает первый зампред думского Комитета по промышленности.
«Во-первых, недостаточное финансирование. В обсуждаемом в настоящее время законопроекте «О федеральном бюджете» Минфин России, как известно, предлагает снизить финансирование госпрограммы «Космическая деятельность России на 2013–2020 годы». Грядущее сокращение ассигнований может поставить под угрозу выполнение Указа Президента РФ о строительстве космодрома «Восточный», - пояснил Гутенев.

«Во-вторых, кадровые проблемы. В 2012 году доля квалифицированных рабочих, прошедших обучение и переобучение, в России составляла менее 50%, в то время как в США – 80% и даже в Бразилии – 53%. Поэтому производительность труда в американской космической отрасли в несколько раз выше, чем в России. И несмотря на то, что численность работников в России почти в 2,5 раза больше, чем в США, общая эффективность использования их труда оказывается значительно ниже», - подчеркнул депутат и отметил, что в настоящее время в космической отрасли фактически отсутствует так называемое «среднее звено» специалистов.

«Если говорить об эффективности управления космической отраслью, то здесь тоже имеются недостатки, причем весьма существенные. Среди производственных предприятий российской космической отрасли не развита кооперация. Многие сборочные площадки России вертикально интегрированы в производство компонентов, что сужает возможности их развития и не соответствует мировой практике повышения унификации и стандартизации изделий, снижения их стоимости за счет масштабов производства», - считает Гутенев.

«Результаты уже проведенного анализа системы управления космической отраслью свидетельствуют, что реорганизация Роскосмоса необходима. Понятно, что в значительной степени звучащие предложения направлены на изменение направления и концентрацию финансовых потоков и управленческих полномочий. Но то, что необходимо осуществлять долгосрочное стратегическое планирование и управление космической отраслью с максимально четкой ориентацией на конечный результат, – в этом нет никаких сомнений», - заявил Владимир Гутенев.

А также по теме:

Портал машиностроения: В.Гутенев: Реорганизация Роскосмоса необходима

Оружие России: Россия - лидер в космической отрасли ?

 

ИТАР-ТАСС, 9 августа 2013 г., Шесть депутатов Госдумы намерены исправить 16-летнюю опечатку в Воздушном кодексе

Госдума решила исправить опечатку в Воздушном кодексе, просуществовавшую 16 лет. С соответствующей инициативой выступили три депутата нижней палаты парламента, позднее к ним присоединились еще трое коллег.

В законопроекте, внесенном в Госдуму, только одно предложение: "Внести в подпункт 4 пункта 1 статьи 107 Воздушного кодекса Российской Федерации изменение, заменив слова "пассажир воздушного груза" словами "пассажир воздушного судна".

Воздушный кодекс РФ принят в 1997 году. Ст 107 разъясняет порядок прекращения по инициативе перевозчика действия договора перевозки пассажира и грузов. В частности, авиакомпания может в одностороннем порядке расторгнуть договор в случае "отказа пассажира воздушного груза оплатить провоз своего багажа, вес которого превышает установленные нормы бесплатного провоза багажа".

"Законопроект направлен на исправление опечатки, допущенной при принятии указанной статьи. Исходя из толкования данной нормы, очевидно, что имеется в виду "пассажира воздушного судна", так как данное словосочетание наиболее полно подходит по смысловому значению предложения", - говорится в пояснительной записке депутатов Балаша Балашова, Ирека Богуславского и Рината Хайрова. Уже после внесения документа в Госдуму состав инициаторов дополнили депутаты Радик Ильясов, Владимир Гутенев и Марсел Галимарданов.

Опечатку планирует исправить и Минтранс РФ, но законопроект профильного министерства носит масштабный характер. Ведомство разработало изменения в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса, которые позволят авиакомпаниями применять невозвратные тарифы. Как сообщал ранее ИТАР-ТАСС, законопроект Минтранса предполагает, что пассажир, купивший билет по невозвратному тарифу, сможет вернуть за него деньги только в трех случаях: из-за подтвержденной документами внезапной болезни, из-за болезни или смерти члена семьи пассажира /если он должен был лететь вместе с пассажиром/ и если авиакомпания задерживает рейс. Если авиакомпания сама решает отказать пассажиру /например, из-за его алкогольного опьянения/, то деньги за билет, купленный по невозвратному тарифу, не возвращаются. Документ уже прошел необходимые согласования в правительстве.

 

Российская газета, 9 августа 2013 г., В Воздушном кодексе исправят опечатку, допущенную 16 лет назад

Шесть депутатов Госдумы намерены исправить 16-летнюю опечатку в Воздушном кодексе

Госдума решила исправить опечатку в Воздушном кодексе, просуществовавшую 16 лет. С соответствующей инициативой выступили три депутата нижней палаты парламента, позднее к ним присоединились еще трое коллег.

В законопроекте, внесенном в Госдуму, только одно предложение: "Внести в подпункт 4 пункта 1 статьи 107 Воздушного кодекса Российской Федерации изменение, заменив слова "пассажир воздушного груза" словами "пассажир воздушного судна".

Воздушный кодекс РФ принят в 1997 году. Ст 107 разъясняет порядок прекращения по инициативе перевозчика действия договора перевозки пассажира и грузов.

В частности, авиакомпания может в одностороннем порядке расторгнуть договор в случае "отказа пассажира воздушного груза оплатить провоз своего багажа, вес которого превышает установленные нормы бесплатного провоза багажа".

"Законопроект направлен на исправление опечатки, допущенной при принятии указанной статьи. Исходя из толкования данной нормы, очевидно, что имеется в виду "пассажира воздушного судна", так как данное словосочетание наиболее полно подходит по смысловому значению предложения", - говорится в пояснительной записке депутатов Балаша Балашова, Ирека Богуславского и Рината Хайрова. Уже после внесения документа в Госдуму состав инициаторов дополнили депутаты Радик Ильясов, Владимир Гутенев и Марсел Галимарданов. Опечатку планирует исправить и Минтранс РФ, но законопроект профильного министерства носит масштабный характер. Ведомство разработало изменения в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса, которые позволят авиакомпаниями применять невозвратные тарифы.

Как сообщал ранее ИТАР-ТАСС, законопроект Минтранса предполагает, что пассажир, купивший билет по невозвратному тарифу, сможет вернуть за него деньги только в трех случаях: из-за подтвержденной документами внезапной болезни, из-за болезни или смерти члена семьи пассажира (если он должен был лететь вместе с пассажиром) и если авиакомпания задерживает рейс. Если авиакомпания сама решает отказать пассажиру (например, из- за его алкогольного опьянения), то деньги за билет, купленный по невозвратному тарифу, не возвращаются. Документ уже прошел необходимые согласования в правительстве.

А также по теме:

Взгляд.ру: Депутаты решили исправить 16-летнюю опечатку в Воздушном кодексе

Бизнес-ТАСС: Шесть депутатов Госдумы предлагают исправить 16-летнюю опечатку в Воздушном кодексе

 

 

и-Маш. Ресурс Машиностроения, 12 августа 2013 г., Владимир Гутенев: будущее - за композитами металлами

Созданием композитных материалов и технологий будут определяться более 80% приоритетных разработок объектов новой техники в ведущих отраслях экономики.

Так заявил первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев, комментируя возможное секвестирование соответствующей государственной программы развития.

Напомним, Комитет Государственной Думы РФ по промышленности провел обсуждение перспектив реализации и бюджетирования пяти государственных программ на 2014-2016 годы. Это программы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", "Развитие авиационной промышленности", "Развитие судостроения на 2013-2030 годы", "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности" и "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности.

"Наша главная задача сейчас - пересмотреть практику секвестирования государственных программ, направленных, в первую очередь, на развитие отечественной высокотехнологичной промышленности и оборонно-промышленного комплекса", - считает первый зампред Думского Комитета по промышленности. Именно поэтому рекомендации депутатов относительно финансового обеспечения реализации мероприятий в рамках подпрограмм "Развитие производства композиционных материалов и изделий из них" и "Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов" предусматривают сохранение финансирования в полном объеме.

"Несмотря на то, что сейчас Россия обеспечивает лишь полпроцента мирового производства в композитной отрасли, российское Правительство поставило задачу увеличить эту долю в десять раз, и подобная задача вполне реалистична", - отметил парламентарий.

Еще более недопустимым первый зампред Думского Комитета по промышленности Владимир Гутенев считает недофинансирование подпрограммы "Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов". Здесь уже идет речь об интересах национальной безопасности, поскольку сейчас обеспеченность промышленности, особенно высокотехнологичной отрасли и ОПК, редкими и редкоземельными металлами носит критический характер. Без них невозможно внедрение 14 из 27 критических технологий, перечисленных в Указе Президента РФ", - подчеркнул Гутенев.

Кроме того, развитие редких и редкоземельных металлов является показателем научно-технического уровня и конкурентоспособности экономики, а экспорт этих металлов в составе высокотехнологичной продукции обеспечивает государству максимальную прибыль. "Поэтому достаточное финансирование данного стратегического направления, особенно на фоне возрастающего мирового спроса на редкоземельную продукцию, крайне необходимо", - резюмировал Владимир Гутенев.

 

Телерадиокомпания Терра, 9 августа 2013 г., Форум «Инженеры будущего» превратился в серьезный «полевой» университет

Так считает один из спикеров прошедшего во второй половине июля Третьего международного молодежного промышленного форума «Инженеры будущего-2013» директор Департамента управления проектами ОАО «Центр информационных технологий и консалтинга "ПАРУС"» Сергей Луполенко. По его словам, участниками форума в этом году стали именно те инженеры, которые заинтересованы в повышении образования, увеличении своих навыков и знаний. Поэтому преподавателям и спикерам оставалось только донести до своих слушателей истину. 

Образовательный сервис «Паруса» был посвящен системам управления машиностроительным предприятием. По словам Сергей Луполенко, главная цель семинара - донести до слушателей мысль о необходимости жесткой иерархической системы управления. На многих предприятиях отсутствуют системы, позволяющие в реальном времени формировать и пересматривать планы в зависимости от наличия требуемых комплектующих, срочных заказов, поломок оборудования и т.д. «В результате производственные подразделения работают в значительной степени по «дефициту», а не по плану, стараясь загрузить производственных рабочих. Но современные крупные предприятия, представляющие собой сложно организованные иерархические структуры, не могут эффективно работать без наличия увязанных между собой планов всех подразделений предприятия. Если этого нет, то возникают проблемы низкой производительности труда, срыва сроков поставки, снижения качества выпускаемой продукции», - заметил спикер.

В таких условиях система управления должна обеспечивать как можно более раннее отслеживание отклонений в работе производственных, снабженческих и вспомогательных подразделений предприятия. «Мы предлагали слушателям учебное задание: на предприятии есть договорной отдел, отдел материально-технического снабжения (ОМТС),  производство... Необходимо было предложить 5-7 ключевых показателей для оперативного контроля работы подразделений. И большинство слушателей выбрали показатели результирующего типа. То есть для договорников – объем заключенных договоров. Для ОМТС – обеспечение плана закупок. Для производства – обеспечение валовых показателей и т.д. Но эти показатели позволяют охарактеризовать полученный результат. Они не позволяют отследить отклонения в процессе. Например: для оперативного управления службой ОМТС требуется оценивать своевременность размещения заявок поставщикам, сроки контрактации, оплаты контрактов, своевременность отгрузки со складов поставщика... Все эти задачи невозможно решать без современных систем управления», - рассказал Сергей Луполенко.

Понятно, что за короткий 3-часовой тренинг-семинар невозможно рассмотреть все проблемы  планирования и управления машиностроительным предприятием. «Но мы задаем молодым инженерам вектор развития, рассказываем об опыте, который реализован на современных предприятиях. И в случае если они заинтересуются – они могут сами развиваться в этом направлении.  В конце концов, главная мысль, которую должны понять слушатели на нашем занятии, что работа каждого сотрудника должна быть четко спланирована и обеспечена всем необходимым.  В этом случае предприятие будет работать ритмично, не нарушая сроков поставки и обеспечивая необходимое качество выпускаемой продукции», - резюмировал спикер.

И по словам главного организатора форума, первого заместителя председателя Комитета ГД по промышленности, первого вице-президента Союза Машиностроителей России Владимира Гутенева, современные специалисты усваивают этот урок уже в первые дни работы на предприятиях. «Они понимают, что российская промышленность нуждается как  в рабочих руках, так и в светлых головах. Одним словом - в квалифицированных кадрах, которых, к сожалению, сейчас дефицит. Поэтому вот уже третий год мы проводим международный инженерный форум, в короткие сроки ставший основной площадкой для обучения молодых инженеров и обмена опытом между их более зрелыми товарищами. И если главная идея образовательного курса «Паруса» заключается в том, что работа каждого сотрудника важна для успеха предприятия, то идея нашего форума шире - работа каждого российского инженера важна для развития всей отечественной промышленности!» - заключил Гутенев.

 

Газета­Хот, 9 августа 2013 г., И. о. ректора НИ ИрГТУ Александр Афанасьев объявил благодарность сотрудникам и студентам университета за работу на форуме «Инженеры будущего»

Приказ об объявлении благодарности сотрудникам и студентам университета за успешное участие в Международном молодежном промышленном форуме «Инженеры будущего» подписал и. о. ректора НИ ИрГТУ профессор Александр Афанасьев. В мероприятии было задействовано более 120 представителей вуза, которые достойно представили научно-инновационный потенциал университета. Форум состоялся 18-26 июля на побережье Байкала в п. Большое Голоустное.

Профессор А. Афанасьев также выразил глубокую признательность всем организатором форума за то, что Иркутский технический университет уже третий год становится полноправным партнером этого международного мероприятия и имеет возможность представить инновационные разработки.

«Мы приложили много усилий для успешной работы форума и хорошо справились с этой задачей. Особый интерес вызвали проекты университета, реализация которых принесет серьезный экономический эффект. По многим инновационным разработкам мы имеем показатели в виде защит кандидатских и докторских диссертаций, публикаций научных статей в ведущих российских и зарубежных изданиях. Это, безусловно, важные индикаторы, однако именно на форуме происходит реальная жизнь, которая заряжает талантливую молодежь дополнительной энергией и служит серьезным стимулом к дальнейшему развитию», - сообщил и. о. ректора ИрГТУ профессор А. Афанасьев.

Студенты, аспиранты и молодые ученые Иркутского технического университета организовали в рамках форума выставку научных достижений вуза, принимали участие в образовательной программе, осуществляли техническую поддержку проведения мероприятий, а также в качестве волонтеров обеспечивали быт палаточного лагеря. Кроме того, творческие коллективы Центра культурно-массовой и воспитательной работы ИрГТУ стали активными участниками торжественных церемоний открытия и закрытия форума.

Руководство вуза отмечает, что выставка в рамках форума «Инженеры будущего» - это своеобразный отчет перед общественностью о работе ИрГТУ в статусе Национального исследовательского университета, который был получен в 2010 году. За это время удалось заинтересовать наукой сотни студентов, которые, начиная с младших курсов, активно участвуют в уже действующих проектах и предлагают новые. Разработки ИрГТУ в области авиамашиностроения, энергетики, недропользования и новых материалов разместились в выставочном павильоне площадью почти 300 кв. м. Гости форума смогли не только посмотреть на созданные политеховцами приборы, комплексы и технологии, но и оценить их в действии.

Высокую оценку проектам ИрГТУ дали первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев, генеральный директор Иркутского авиационного завода Александр Вепрев и заместитель губернатора Иркутской области Сергей Дубровин.

В. Гутенев заинтересовался инвестиционным проектом ИрГТУ «Инновационная технология твердо-фазного получения железа из некондиционного природного и техногенного сырья» и созданием на базе вуза гидроакустической системы поиска и мониторинга газовых гидратов. По мнению первого вице-президента Союза машиностроителей России, «проекты такого уровня не обязательно реализовывать только на уровне страны, их можно предлагать и зарубежным компаниям».

В. Гутенев отметил, что информацию по перспективным разработкам он направит в адрес предприятий - членов Союза машиностроителей: «Посмотрев все предложенные проекты, я в очередной раз убедился, что Иркутский технический университет является очень крупным научным центром, значимым не только в регионе, но и в масштабах всей страны. Ряд разработок носит революционный, прорывной характер. На выставке, где представлена совместная работа ученых университета и Иркутского авиационного завода в области создания высокотехнологичного производства, нам продемонстрировали, что инновации вуза работают на конкретную продукцию, которая становится более конкурентоспособной».

По информации гендиректора Иркутского авиационного завода А. Вепрева, ИрГТУ свыше 30 лет ведет подготовку авиационных инженеров для ИАЗ по 10 специальностям. В настоящее время 2,5 тыс. выпускников ИрГТУ работают на ИАЗ, в том числе, на ключевых должностях.

«Запуская самолет нового поколения МС-21, мы должны применять самые современные технологии, которые будут определять стоимость этой машины и ее конкурентоспособность. Наши совместные с ИрГТУ разработки касаются 14 высокоэффективных технологий, связанных с основными технологическими циклами производства авиационной техники, начиная с проектирования. Именно проектирование и IT- технологии являются определяющими по срокам запуска изделия в производство. От разработки до изготовления опытных образцов самолетов проходит 5-7 лет. Времени на раскачку у нас нет, и сегодня впереди будет тот, кто лучше освоит технологии и быстрее их применит на производстве. Именно на это мы делаем акцент в работе с вузовской наукой. Зарубежные поставщики нового высокотехнологичного оборудования не передают нам свои технологии. В связи с этим, исследовательская задача, которую мы поставили перед сотрудниками ИрГТУ, – получить оптимальные режимы работы оборудования на российских материалах», - сказал А. Вепрев.

Заместитель губернатора Иркутской области С. Дубровин рекомендовал перспективные проекты молодых ученых ИрГТУ региональным министрам: «Я попросил министров областного правительства обсудить проекты, предложенные молодыми учеными ИрГТУ. В развитии региона мы должны ориентироваться на последние достижения в сфере науки и технологий. Ранее губернатор Сергей Ерощенко уже изучил инновационные разработки политеховцев. Ребята должны получить поддержку не только от промышленных предприятий, но и от правительства Иркутской области. Студенты, занимаясь наукой в лабораториях университета, оснащенных высокотехнологичным оборудованием, смогут работать ведущими специалистами на предприятиях. «Инженеры будущего» - это наш «золотой» кадровый резерв».
И. о. ректора НИ ИрГТУ Александр Афанасьев объявил благодарность сотрудникам и студентам университета за работу на форуме «Инженеры будущего».

 

Студенческая правда, 9 августа 2013 г., Студенты Уральского федерального университета вновь подтвердили звание «инженеров будущего»

Изобретение, которое можно использовать в автомобильной индустрии, в промышленности и в автоматизированных комплексах, например в системах технического зрения — там, где нужно определять расстояние до объектов в изменяющейся среде, представили студенты Уральского федерального университета на третьем международном промышленном форуме «Инженеры будущего — 2013».

Форум завершился в поселке Большое Голоустное (Иркутский район, зона Прибайкальского национального парка) на берегу озера Байкал. За свой проект по использованию PMD-камер в робототехнических системах ребята из УрФУ получили грант.

«Устройство позволяет получать трехмерное изображение. Принцип действия основан на замере времени полета светового луча до объекта, его отражении от объекта и полета до камеры. Зная время полета и скорость света, можно легко вычислить расстояние до точки, от которой отразился луч», — говорит один из участников форума, студент 2 курса магистратуры Механико-машиностроительного института (ММИ) УрФУ Лев Грин.

На конкурсе проектов инженеры федерального университета также представили проект «Робот-мойщик для высотных зданий». Изобретение уже находится на стадии постройки опытного образца и в скором времени авторы займутся его сертификацией и реализацией.

Команда инженеров УрФУ состояла из 10 человек во главе со старшим преподавателем кафедры металлорежущих станков и инструментов ММИ Валентиной Овчинниковой — одним из авторов проекта, получившего грант.

Механики УрФУ принимают участие в форуме с 2011 года. На этот раз им запомнилась развлекательная программа. «Нужно было построить судно для участия в регате в регате. Каркас лодки, рассчитанной на 5 человек, мы сделали из досок, бруса и обтянули его баннером. Мы учли ошибки прошлых лет, хорошо подготовились и победили в регате», — рассказывают студенты УрФУ — участники форума.

«Образовательная программа форума была посвящена теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), — добавляет Лев Грин. — Авторы теории рассказывали о новых методах, алгоритмах и последовательности применения различных стандартных инструментов для успешного решения любых нестандартных инженерных задач».

Организаторами форума, участие в котором в 2013 году приняли более 1200 человек из 55 регионов России и 35 стран мира, выступили Союз машиностроителей России и правительство Иркутской области.

«Основная цель, которую преследуют организаторы проекта — привлечь молодых специалистов к решению насущных задач в производственной сфере путем разработки и внедрения инновационных решений», — сообщает первый заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по промышленности и первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев.

 

Ulpressa, 9 августа 2013 г., Экология — общее дело

5 августа в Областном дворце творчества детей и молодежи стартовала официальная программа V Гражданского форума Ульяновской области. Первая из его площадок на тему «Активная гражданская экологическая позиция» объединила более 50 представителей органов власти, некоммерческих организаций и просто неравнодушных горожан. Более трех часов там обсуждались вопросы защиты зеленых насаждений в городах и селах нашего региона, регулирования численности бездомных животных и охраны обитающих в дикой природе, а также перспективы взаимодействия между чиновниками и общественниками по решению наиболее важных для нашего края экологических задач.

Стоит задуматься хоть на минуту, как становится понятна необходимость данного диалога. И отрадно,что год, объявленный Годом экологии, не проходит зря для нашей области.

- Сегодня российская система образования не справляется с функцией формирования экологической культуры общества. В этой связи особую значимость приобретает проведение масштабных экологических акций, призванных сплотить людей и привить им навыки бережного отношения к природе. Роль общественных организаций в этом процессе заключается в предоставлении обучающих материалов и возбуждении интереса граждан к подобным мероприятиям, — проинформировал региональный лидер движения «ЭКА» Александр Яшин. Кроме того, общественник отметил необходимость привлечения преподавателей и студентов ульяновских вузов к процессу внедрения «зеленых» технологий в регионе, воспитанию экологической культуры у детей, а также возрождению советской традиции сбора и переработки вторсырья.

Один из членов Общественной палаты Ульяновской области озвучил идею о создании в регионе независимого интерактивного портала о проблемах экологии:

- Разумеется, в регионе существуют сайты, блоги и группы в социальных сетях, посвященные этой теме, но их участники разобщены, а большинство граждан и вовсе не знают, к кому и куда обратиться, скажем, с жалобой на незаконную вырубку деревьев. Сайт Экологической палаты, к сожалению, обновляется редко, а у Комитета по охране окружающей среды администрации Ульяновска собственного электронного ресурса нет вовсе. Большинство горожан не «подкованы» юридически, никогда не слышали ни об опубликованном на сайте Минприроды Экологическом кодексе нашей области, ни о других документах, принятых в данной сфере. Поэтому будет уместно разместить всю нормативно-правовую базу региона в сфере природопользования и экологии на едином портале, создать раздел «Зеленые насаждения», где можно было бы разместить результаты мониторинга растущих в Ульяновске деревьев с указанием местоположениия и состояния каждого. Кроме того, на сайте нужно будет открыть форум, обеспечив всех желающих возможностью делиться своими наблюдениями, замечаниями и предложениями.

Присутствовавшая на заседании гостья из Москвы — член Союза машиностроителей России Нелли Пиковская — выступила с поддержкой высказанных идей и подчеркнула важность объединения усилий всех органов и ветвей власти, Экологической палаты и общественных организаций, реализующих природоохранные программы, а также создания и распространения соцрекламы, которая бы пропагандировала бережное отношение к окружающей среде. В дополнение сказанного председатель Комитета по охране окружающей среды администрации Ульяновска Данил Урдин заявил о намерении городских властей к 2020 году увеличить долю «зеленых зон» в общей площади областного центра. Сегодня они составляют от 14% до 19% площади (в зависимости от района) однако норматив — 25%.

Целый ряд проблем озвучила известный ульяновский активист и блогер Наталия Лазарева. Например, непрофессионализм людей, осуществляющих глубокую обрезку деревьев. Зачастую вместо пользы для растения эта обрезка наносит очевидный вред, даже губит растение. Также ей были подняты проблемные вопросы о сносе зеленых насаждений сразу в нескольких районах города: лип вблизи торгового центра «Купеческий» на улице Гончарова, каштанов на улице 12 Сентября, об отравлении неизвестным едким веществом нескольких деревьев на улице Бебеля, уничтожении растений на склоне Свияги вблизи строящегося Спасо-Вознесенского собора.

- Несмотря на принятие регионального Экологического кодекса и распоряжения губернатора «О дополнительных мерах по защите зеленых насаждений», многие чиновники чувствуют полную безнаказанность за свои действия, в частности, тратят бюджетные средства не на решение актуальных проблем, а на проведение показательных мероприятий. Даже в случаях, когда принимаются решения об осуществлении компенсирующих посадок, за молодыми деревьями никто не ухаживает, их не поливают и не удобряют, доводя до гибели,- пояснила свою позицию Наталия Лазарева.

Следующим важным пунктом повестки дня стал вопрос о бездомных животных. Жительница Ульяновска Раиса Мурзина поделилась мнением, что, освещая сложившуюся в регионе ситуацию, СМИ затрагивают лишь «вершину айсберга». Сокращение числа беспризорных собак осуществляется путем введения им препарата «Аделин», который мучительно убивает одно животное в течение целых полутора часов. Ситуация осложняется еще и тем, что приютов, финансируемых за счет региональных или муниципальных средств, в регионе нет.

Она также рассказала о разработанной ею программе гуманного регулирования численности бездомных животных. Осуществление программы уже начала группа волонтеров, которые на собственные средства и пожертвования собирают оставшихся без крова четвероногих, стерилизуют, лечат их, организуют передержку, а затем пристраивают в добрые руки. За время существования инициативной группы ее члены нашли хозяев уже для 400 (!) кошек и собак.

- Мы сформулировали несколько предложении: проводить в ветклиниках дни бесплатной стерилизации, создать электронный каталог бездомных животных, ввести дифференцированную систему налогообложения, предусматривающую высокий налог для владельцев собак агрессивных пород и его минимальную величину для тех, кто берет себе домашних питомцев из приютов, — сообщила горожанка.

Эту тему продолжила председатель Комиссии по вопросам взаимоотношений человека и животных Экологической палаты Ульяновской области Ольга Данилова:

- Многие проблемы возникают из-за несовершенства законодательной базы, в которой на сегодняшний день не отмечены обязательства для хозяев регистрировать животных и нести ответственность за их судьбу. Как заведующая ветеринарной поликлиникой, могу сказать, что если в прошлые года на территории учреждения оставляли по нескольку десятков четвероногих, то с начала 2013 года их обнаружено уже более 500 (!). Нет денег на препараты, позволяющие безболезненно усыплять кошек и собак. Убийство «Аделином» должно быть вообще запрещено.

Председатель Комиссии выразила уверенность, что проект регулирования численности бродячих животных, как и масштабная информационная кампания в прессе, в регионе необходимы, а министр лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области Дмитрий Федоров, в свою очередь, пообещал рассмотреть возможность реализации этих идей.

В завершение от участников «круглого стола» прозвучало еще несколько вопросов и комментариев. Так, была поднята тема ограничения охоты на сурка-байбака, выдача лицензий на которую продолжается и сейчас. Почти все участники мероприятия высказали мнение, что официальная численность этих редких животных явно завышена, и наиболее грамотным решением стало бы занесение данного вида в «Красную книгу Ульяновской области». Руководитель комиссии Общественной палаты по вопросам бюджетной политики, жилищно-коммунального комплекса, экологии и сельского хозяйства Вячеслав Ярош предложил разработать региональный законопроект о запрете вармиттинга (высокоточной спортивной стрельбы по грызунам), а также приостановить выдачу охотничьих лицензий на сурка-байбака до подведения итогов мониторинга численности особей.

В числе предложений, выдвинутых в ходе мероприятия, были также отмечены необходимость создания экологической приемной для работы с гражданами и наделения Экологической палаты правом законодательной инициативы. Подводя итоги, Дмитрий Федоров пообещал учесть все высказанные пожелания в дальнейшей своей деятельности.

 

Авиа­Порт.Ru, 9 августа 2013 г., УМПО продолжает реализацию проектов по субсидии Министерства образования РФ

ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" отчиталось перед Министерством образования о ходе реализации в первом полугодии 2013 г. совместного с Уфимским государственным авиационным техническим университетом, Белгородским государственным университетом и Национальным исследовательским ядерным университетом "МИФИ" проекта. Субсидия на внедрение программы по разработке и промышленному освоению технологий изготовления деталей из жаропрочных алюминиевых сплавов получена по третьей очереди реализации Постановления Правительства РФ 2010 г. № 218 "О мерах государственной поддержки развития кооперации российских вузов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства".

На данный момент партнерам удалось получить первые образцы из алюминиевых сплавов по технологии линейной сварки трением, обладателем которой является ОАО "УМПО". Примерно через три года планируется прийти к изготовлению моноколеса из жаропрочного алюминия для газотурбинной электростанции ГТЭ-1095 (такие сейчас выпускает ОАО "НПП "Мотор", также привлеченное к участию в проекте), а после -перенести технологию на промышленное производство блисков авиационных ГТД.

Это не единственный проект, реализуемый УМПО в кооперации с вузами по 218-му Постановлению. Начата работа с ФГАОУ ВПО "Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС" по созданию производства высокотехнологичных крупногабаритных тонкостенных деталей из титановых сплавов на примере отливки разделительного корпуса ПД-14. Также в текущем году завершены опытно-конструкторские работы по двум предыдущим программам - изготовлению высокоточной отливки корпуса первой опоры изделия ВК-2500 в сотрудничестве с МИСиС и рядом российских вузов и созданию в партнерстве с УГАТУ и "Мотором" моноколеса для изделия ПД-14 по технологии сварки трением (первые лопатки приварены в июне).

ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" - крупнейший производитель авиационных двигателей в РФ. Выручка от реализации в 2012 году составила 25 425 млн. рублей. Основными видами деятельности являются разработка, производство, сервисное обслуживание и ремонт турбореактивных авиационных двигателей и газоперекачивающих агрегатов, производство и ремонт узлов вертолетной техники. ОАО "УМПО" входит в состав "Объединенной двигателестроительной корпорации" - 100% специализированной дочерней компании ОАО "ОПК "ОБОРОНПРОМ" по управлению двигателестроительными активами. Объединение является членом Общероссийской общественной организации "Союз машиностроителей России", Башкортостанское региональное отделение которой с 24.01.2012 г. возглавляет управляющий директор ОАО "УМПО" А.В. Артюхов.

ОАО "ОПК "ОБОРОНПРОМ" - многопрофильная машиностроительная группа, создана в 2002 году. Входит в состав ГК "Российские технологии". Основные направления деятельности: вертолетостроение (ОАО "Вертолеты России"), двигателестроение (УК "Объединенная двигателестроительная корпорация"), другие активы. По итогам 2012 г. предприятия Корпорации произвели продукции и оказали услуг на сумму свыше 270 млрд. рублей.

 

Авиа­Порт.Ru, 9 августа 2013 г., Спортсмены УОМЗ выступят на чемпионате мира по легкой атлетике

Всероссийская федерация по легкой атлетике (ВФЛА) утвердила состав команды, которая выступит на чемпионате мира по легкой атлетике в Москве. В заветное число участников попали три спортсмена спортивного клуба "Луч" Уральского оптико-механического завода (УОМЗ), входящего в холдинг Госкорпорации Ростех "Швабе", - Татьяна Дектярева, Анастасия Отт и Екатерина Поистогова.

Татьяна Дектярева будет бороться за медаль в беге на 100 метров с барьерами, Анастасия Отт - в беге на 400 метров с барьерами, и бронзовый призер Олимпийских игр в Лондоне Екатерина Поистогова - в беге на 800 метров.

Мировое легкоатлетическое первенство пройдет в российской столице в "Лужниках" с 10 по 18 августа 2013 года. На девять дней Москва станет мировым центром легкой атлетики. По словам президента Всероссийской федерации легкой атлетики Валентина Балахничева, на чемпионате, к которому проявлен огромный интерес, от российской сборной ждут шесть золотых медалей.

ПО "Уральский оптико-механический завод" имени Яламова" (УОМЗ) - лидер отрасли оптического приборостроения, разрабатывает и производит оптико-электронные системы военного и гражданского назначения. Основано в 1837 году. Предприятие является разработчиком и производителем оптико-локационных станций и оптико-электронных систем для боевых самолетов, вертолетов, военно-морского флота и сухопутной бронетанковой техники. Завод является крупным производителем медицинского оборудования, светотехники, геодезических приборов. УОМЗ - одно из ключевых предприятий холдинга "Швабе" (ранее - НПК "Оптические системы и технологии"), который входит в Госкорпорацию Ростех. Генеральный директор - Сергей Максин. Основное производство расположено в Екатеринбурге. Продукция предприятия поставляется в 79 стран мира. Уральский оптико-механический входит в Союз машиностроителей России.

"Швабе" объединяет основные отечественные предприятия оптико-электронной отрасли. В его состав входят 19 организаций, в том числе научно-производственные и производственные объединения, конструкторские бюро, государственные оптические институты и предприятия. Разрабатывает и производит высокотехнологичные оптико-электронные системы и комплексы военного и гражданского назначения, оптические материалы, медицинскую технику, энергосберегающую светотехнику. Холдинг создан в 2008 году, входит в Госкорпорацию Ростех. До ноября 2012 года назывался НПК "Оптические системы и технологии". Генеральный директор - Сергей Максин. Продукция предприятий холдинга поставляется в 85 страны мира.

Государственная корпорация "Ростехнологии" (Ростех) - российская корпорация, созданная в 2007 году для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В ее состав входит 663 организации, из которых в настоящее время сформировано 8 холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе и 5 - в гражданских отраслях промышленности. Организации Ростеха расположены на территории 60 субъектов РФ и поставляют продукцию на рынки более 70 стран. Выручка Ростеха в 2012 году составила 931 млрд рублей, чистая прибыль - 38,5 млрд рублей. Налоговые отчисления в бюджеты всех уровней превысили 109 млрд рублей.

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

Коммерсант, 12 августа 2013 г., Ракетам дали месяц на сборы в космос \\ В сентябре возобновятся пуски "Зенитов", "Рокотов" и, может быть, "Протонов"

Федеральное космическое агентство (Роскосмос) практически сформировало график пусков ракет-носителей на сентябрь. Особое внимание привлечено к первой половине месяца: в течение двух недель должны стартовать ракеты "Зенит-3СЛБ" и "Рокот", чьи предыдущие пуски не обошлись без проблем. А в конце сентября может состояться пуск ракеты-носителя "Протон-М" — первый после июльской аварии, в результате которой были утеряны три спутника ГЛОНАСС-М.

О том, что график пусков на сентябрь практически сформирован, "Ъ" рассказал источник в Роскосмосе. По его словам, на 2 сентября с Байконура запланирован пуск ракеты "Зенит-3СЛБ" с разгонным блоком ДМ-СЛБ и израильским телекоммуникационным спутником AMOS-4, а на 12 сентября — утвержден пуск ракеты "Рокот" с разгонным блоком "Бриз-КМ" и тремя аппаратами низкоорбитальной системы "Гонец". "Эти пуски уже стоят в официальном графике",— добавил он.

Предыдущие пуски этих ракет нельзя было назвать штатными. Так, последний пуск "Зенита" со спутником Intelsat-27, осуществлявшийся 1 февраля в рамках программы Sea Launch, окончился аварией. Через 11 секунд после старта система управления ракеты обнаружила превышение заданных предельных значений, вследствие чего была отдана команда на выключение маршевого двигателя первой ступени. Впоследствии комиссия, расследовавшая причины аварии, выяснила, что причиной аварии стала неисправность бортового источника мощности, произведенного на Украине (см. "Ъ" от 16 февраля).

Последний пуск "Рокота" также нельзя признать полностью успешным: вследствие нештатной работы разгонного блока "Бриз-КМ" три спутника-разведчика "Родник" ("Стрела-3М") хоть и были выведены на орбиту, но не на расчетную, а лишь близкую к ней. Впрочем, по словам высокопоставленного источника "Ъ" в штабе войск Воздушно-космической обороны, на функционале спутников это не сказалось: "Один спутник, который ошибочно называют потерянным, после выведения и должен был находиться в одной точке, два других — разойтись в разные стороны. Сейчас они все штатно функционируют в интересах главного разведуправления". Разработчика разгонного блока — Центр имени Хруничева — после инцидента обязали исправить выявленные в системе управления недостатки.

В сентябре может также состоятся и первый после июльской аварии пуск ракеты-носителя "Протон-М". Напомним, что 2 июля менее чем через минуту после старта ракета резко отклонилась от траектории полета, начала распадаться в воздухе, после чего упала рядом с пусковым столом и взорвалась. Причиной аварии была названа неправильная установка датчиков угловой скорости (см. "Ъ" от 18 июля).

До инцидента пуск следующего "Протона" был запланирован на 15 сентября — на орбиту должен был быть выведен европейский телекоммуникационный спутник Astra-2E. Однако, по признанию замглавы Роскосмоса Александра Лопатина, пуск "Протона" состоится только после устранения выявленных недостатков. По сведениям "Ъ", в скором времени руководство Роскосмоса приступит к консультациям как по графику пусков ракет "Протон", так и по полезной нагрузке, которую они будут выводить: собеседники "Ъ" не исключают, что "Протон" стартует уже во второй половине сентября. Всего до конца года, по словам главы Роскосмоса Владимира Поповкина, планируется осуществить до пяти пусков ракет данного типа.

 

ИТАР-ТАСС, 9 августа 2013 г., Дмитрий Рогозин будет в режиме онлайн следить за строительством судоверфи "Звезда"

Вице-премьер России Дмитрий Рогозин будет в режиме он-лайн следить за ходом строительства судоверфи "Звезда" в Приморском крае.

"Видеокамеры, установленные на стройке новой судоверфи "Звезда" в Приморском крае, с сегодняшнего дня подключены к моему компьютеру", - написал он в своем микроблоге в Твиттере.

Ранее Рогозин сообщил, что в пятницу встретится с главой "Роснефти" Игорем Сечиным для обсуждения вопросов передачи судоверфи "Звезда" в руки российских инвесторов. Он отметил, что передача "Звезды" таким крупным инвесторам как "Роснефть", "Газпром", ОСК "должна быть интересной". "В целом, я считаю, это разумно при сохранении за ОСК какого-то блокирующего пакета. Почему бы не привлечь крупного инвестора. Зарубежного, а если российского, еще лучше. В этом нет ничего плохого", - считает зампред правительства.

Он также сообщил, что сейчас летит на Дальний Восток: "В середине августа буду там, проведу инспекцию верфи "Звезда", это наше крупнейшее судостроительное предприятие во Владивостоке, в конце августа там будет президент". "Кому-то лопатой по голове придется дать", - пообещал Рогозин.

Ранее на заседании Военно-промышленной комиссии при правительстве, посвященном проблемам судостроения, вице-премьер поручил лично курировать строительство этой судоверфи главе Минпромторга Денису Мантурову.

 

3. Автомобилестроение.

 

Ведомости, 12 августа 2013 г., Renault, Nissan и Lada сбились с пути \\ Альянс Renault — Nissan — «АвтоВАЗ», планирующий к 2016 г. занять 40% российского рынка, пока теряет позиции

Доля крупнейшего в России автомобильного альянса — Renault — Nissan — «АвтоВАЗ»в январе — июле 2013 г. снизилась на 0,6 п. п. до 29,8%, свидетельствуют данные Ассоциации европейского бизнеса. Продажи партнеров упали на 8% — 467 327 автомобилей, тогда как весь рынок сократился на 6%. Особенно сильно продажи просели в июле — на 20%, тогда как рынок — лишь на 8%. В июле доля партнеров составила 28,9%.

Продажи автомобилей марки Nissan в январе — июле 2013 г. снизились на 18% (до 75 352 шт.), Lada — на 11% (до 264 278 шт.), Infiniti — на 9% (до 5051 шт.). Выросли только продажи Renault — на 9% до 122 646 автомобилей.

Конкуренция на рынке растет, сектор бюджетных легковых машин сокращается, а участникам альянса не хватает новинок, объясняют исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов и аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Для сравнения: группа VW, вторая по продажам, за семь месяцев увеличила долю на 0,2 п. п. до 11%. Представитель Toyota сказал, что по итогам года концерн собирается занять 7% российского рынка (сейчас 6,2%). GM сохраняет долю рынка в 9-10%, сообщил представитель GM, подчеркнув, что для компании «гораздо важнее — показатель прибыльности операций».

Но Renault — Nissan — «АвтоВАЗ» по-прежнему настроены занять 40% рынка к 2016 г. Этот ориентир указан на сайте Renault, его называл в июльском интервью «Ведомостям» председатель советов директоров Renault, Nissan и «АвтоВАЗа» Карлос Гон. Представитель Renault в России переадресовала вопросы к коллегам из Nissan и «АвтоВАЗа».

Планы актуальны, подтверждает представитель «АвтоВАЗа». Предполагается, что 20% рынка будут приходиться на бренд Lada (сейчас 16,7% рынка). Увеличить долю позволит программа развития «АвтоВАЗа» до 2020 г.: за 180 млрд руб. планируется модернизировать производство, сменить и расширить модельный ряд. В 2014 г. начнется производство хетчбэка Lada Granta (на Ижевском автозаводе), в 2015-2016 гг. — высокого хетчбэка и кроссовера В-класса, а также автомобиля на платформе Lada B (придет на смену Lada Priora). «АвтоВАЗ» планирует выйти в сегмент С-класса с седаном и кроссовером и начать производство нового поколения Lada 4 × 4.

Стратегический план альянса реален, не сомневается и представитель Nissan: «Смотреть на него только с точки зрения сегодняшней, по сути кризисной ситуации на автомобильном рынке не совсем корректно». Увеличить продажи помогут обновленный модельный ряд, более широкая дилерская сеть и др., поясняет собеседник. К 2016 г. более 80% автомобилей Nissan, продаваемых в России, будут производиться здесь же, подчеркивает он. В 2014 г. в России (на «АвтоВАЗе») начнется выпуск бюджетных автомобилей под брендом Datsun, на которые, по расчетам компании, будет приходиться до трети российских продаж концерна Nissan.

Обновление модельного ряда и увеличение выпуска дефицитных моделей (например, Nissan Almera на «АвтоВАЗе») поможет увеличить долю альянса, соглашаются Беспалов и Удалов. Поддержку будет оказывать и возобновленная в июле госпрограмма льготного автокредитования. Но совокупная доля партнеров к 2016 г. будет меньше 40%, считают собеседники «Ведомостей»: конкуренция слишком высока, а срок — мал. По прогнозу Беспалова, в лучшем случае альянс Renault — Nissan — «АвтоВАЗ» к этому времени займет 35% рынка.

Представители GM, Hyundai и Toyota не стали комментировать планы конкурентов.

 

 

 

 

 

4. Авиастроение.

 

Ведомости, 12 августа 2013 г., Ил-112 снова в строю \\ Министерство обороны решило возобновить разработку легкого военно-транспортного самолета Ил-112, закрытого при Анатолии Сердюкове

В июле первый заместитель министра обороны Юрий Борисов принял решение о возобновлении закрытой в 2011 г. программы разработки и производства легкого военно-транспортного самолета Ил-112. Об этом заявил генконструктор ОАО «Ил» Виктор Ливанов. По словам источника в ОАК, принципиальное решение действительно принято, официально оно будет оформлено на этой неделе. Телефон представителя Минобороны не отвечал, однако офицер Минобороны также подтвердил эту информацию.

Легкий военно-транспортный самолет Ил-112 на замену устаревшим Ан-26 разрабатывался «Илом» по тактико-техническому заданию Минобороны, выданному еще в 2003 г. В Воронеже на авиазаводе ВАСО даже началась сборка первого летного опытного экземпляра, но в 2011 г. тогдашний министр обороны Анатолий Сердюков решил закрыть проект. Сам Сердюков заявил, что в этом самолете не было острой необходимости, кроме того, разработка чрезмерно затянулась, а отечественный двигатель ТВ7-117 не достигал необходимой мощности. В конце прошлого года, когда новое руководство Минобороны пересмотрело планы заказов военно-транспортных самолетов, военные пришли к выводу, что легкий самолет им нужен, однако встал вопрос, какую машину заказать. Реальным конкурентом возобновления разработки Ил-112 стала закупка самолета Ан-140, производимого на заводе «Авиакор» в Самаре и уже заказанного Минобороны в количестве 12 машин в пассажирской версии.

Однако в итоге Минобороны выбрало Ил-112, потому что доработка Ан-140 в военно-транспортном варианте потребовала бы увеличения диаметра фюзеляжа и создания по сути нового самолета, говорит Ливанов, кроме того, существует риск срыва поставок комплектующих с Украины.

Сколько будет стоить завершение разработки Ил-112, Ливанов сообщить отказался, зимой источник в Минобороны говорил, что тогда эта цифра оценивалась в 7 млрд руб. По словам Ливанова, «Ил» предложил заключить до конца года сразу два контракта: один — на завершение разработки (опытно-конструкторских работ), а второй — на закупку 62 серийных самолетов, это позволит сократить себестоимость этих работ. Источник в Минобороны подтвердил, что обсуждается именно такое предложение.

Военные, по словам Ливанова, настаивают на начале летных испытаний в 2015 г. и начале серийных поставок в 2017 г. и он обещает уложиться в эти сроки. По словам источника в Минобороны, ранее начало летных испытаний Ил-112 неоднократно переносилось и сейчас военные будут строго настаивать на соблюдении сроков разработки самолета.

Стоимость самого Ил-112 сейчас определить очень сложно, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, но нельзя исключать, что к моменту начала серийного производства она будет достигать одного 1 млрд руб. за машину. Таким образом, контракты на разработку и закупку 62 машин обойдутся в сумму около 70 млрд руб.

 

Известия, 12 августа 2013 г., Единую войсковую АСУ впервые представят на МАКС-2013 \\ Авиационная система позволит бомбардировщикам получить характеристики самолетов пятого поколения

Первый модуль отечественной автоматизированной системы управления (АСУ) войсками будет представлен на авиасалоне МАКС-2013 на стенде  ЗАО «Гефест и Т». Впервые широкой публике будет показана в действии работа «мозга» системы — СВП-24 (специализированной вычислительной подсистемы) и ее наземного модуля. Как отмечают специалисты, внедрение инновационных технологий в системе межвидового взаимодействия позволят России совершить качественный рывок в стратегии ведения боя на земле и в воздухе.

— Специализированная вычислительная подсистема для авиации сегодня устанавливается на самолеты Су-24 и Ту-22, — рассказал «Известиям» заместитель генерального директора ЗАО «Гефест и Т» Дмитрий Ломако. — Выбор наиболее оптимальной траектории полета боеприпаса и наиболее эффективного ракурса его подвода к цели, отслеживание маневров цели, обход препятствий и помощь в маневрировании — вот лишь неполный список способностей СВП-24. Помимо выполнения летных задач, система синхронизируется с наземными модулями управления сухопутных войск.

Вся информация о ведении боя, о состоянии и расположении войск при помощи единого программного обеспечения объединяется в облако данных. Обмен данными в системе происходит без помощи речи, чтобы исключить возможность ошибки из-за плохого качества связи и человеческого фактора. Посредством шифрованного цифрового сигнала всего за 0,3 секунды возможно передать команды, которые одновременно поступают на дисплеи систем управления наземных и воздушных сил.

— Все данные в едином программном обеспечении передаются по цифровому радиосигналу, с помощью штатных радиостанций, установленных на всех летательных аппаратах. Зашифрованная информация идет не в наушники экипажу, а сразу в бортовое устройство, где происходят вычисления и обработка. Затем результат поступает в прицельное устройство, — пояснил Ломако.

На МАКС-2013 автоматизированная система управления войсками будет представлена в действующих версиях для самолетов Су-24 и Ту-22 (СВП-24-22). Помимо виртуальной модели, будет показана работа системы во взаимодействии наземной станции с реальными боевыми единицами в воздухе — вертолетом Ка-50 и учебным самолетом L-39.

Как рассказали «Известиям» на предприятии, модернизация проходит в соответствии с концепцией единых технологий, что имеет и немалую экономическую значимость для ОПК. Переход к единой АСУ не исключает использования старого оборудования. Так, модернизированные бомбардировщики Су-24 и Ту-22 приближаются по характеристикам к самолетам пятого поколения, при этом штатные датчики остаются — меняются лишь «мозги» самолета. Применение СВП-24 повышает точность дешевых в производстве неуправляемых боеприпасов до уровня дорогих управляемых бомб.

— Положение самолета определяется программой с использованием цифровых карт местности. Система независима от радиолокационного и спутникового оборудования, местоположение определяется с помощью штатных датчиков самолета и программного обеспечения СВП-24. Данные высотомера сверяются с данными, заложенными в карты рельефа местности, — рассказал «Известиям» заместитель главного конструктора предприятия Михаил Панин. — На данный момент подобные показатели точности и надежности не получены ни на одном российском предприятии и, насколько я знаю, ни на одном зарубежном.

Унифицированная элементная база предусматривает возможность взаимозаменяемости компонентов. Кроме того, благодаря математической модели возможна эксплуатация техники по состоянию — автоматический анализ результатов предыдущих испытаний позволяет сделать вывод о необходимости проведения их в дальнейшем. В итоге исправно работающая техника остается в строю без лишних проверок.

 

Коммерсант, 12 августа 2013 г., "Вертолетам России" меняют командира \\ и ищут стратегического инвестора

Как стало известно "Ъ", "Ростех" не планирует продлевать истекающий осенью контракт гендиректора подконтрольного госкорпорации холдинга "Вертолеты России" Дмитрия Петрова. Его пост, скорее всего, займет Александр Михеев, который сейчас курирует авиацию в "Рособоронэкспорте". Источники "Ъ" называют его "давним членом команды" Сергея Чемезова, первоочередной задачей которого будет привлечение в капитал холдинга стратегического инвестора. Им может стать итало-британская AgustaWestland, которая, как считают собеседники "Ъ", на первом этапе получит не более блокпакета.

О том, что гендиректор холдинга "Вертолеты России" (100% акций принадлежит госкорпорации "Ростех" через ОПК "Оборонпром") Дмитрий Петров осенью может покинуть свой пост, "Ъ" рассказали несколько источников на рынке. По их словам, "принципиальное решение практически принято" и, скорее всего, господин Петров уйдет в отставку после международного авиакосмического салона МАКС, который пройдет с 27 августа по 1 сентября. Один из источников говорит, что трехлетний контракт гендиректора истекает в сентябре и продлевать его не будут. Собеседники "Ъ" отмечают, что кандидатура нового руководителя "Вертолетов России" уже определена. Им станет заместитель гендиректора "Рособоронэкспорта" (тоже входит в "Ростех") Александр Михеев, который курирует в компании авиационное направление и входит в совет директоров "Вертолетов России". "Сейчас финальные согласования ведутся с главой "Рособоронэкспорта" Анатолием Исайкиным, который не очень заинтересован в переходе заместителя, но этот вопрос будет, скорее всего, решен в пользу назначения",— говорит один из собеседников "Ъ". В "Ростехе" отказались от комментариев, связаться с представителем AgustaWestland не удалось.

Александр Михеев родился в 1961 году. В 1985 году окончил Московский институт инженеров гражданской авиации по специальности "эксплуатация воздушных судов". Работает в "Рособоронэкспорте" с 2001 года.

В "Вертолеты России" входят вертолетостроительные предприятия России, в том числе ОАО "Московский вертолетный завод им. М. Л. Миля", ОАО "Камов" и ОАО "Роствертол". Выручка по МСФО в 2012 году — 125,7 млрд руб. (на 21% больше, чем в 2011 году), чистая прибыль — 9,4 млрд руб. (+35,2%). Портфель заказов — 828 штук на сумму более 300 млрд руб.

Источники "Ъ" отмечают: смена руководства "Вертолетов России" связана с тем, что холдинг рассматривает вариант привлечения стратегического инвестора вместо проведения IPO (подробнее см. "Ъ" от 17 мая). Весной глава "Ростеха" Сергей Чемезов говорил, что инвестором может стать итало-британский производитель вертолетов AgustaWestland (дочерняя компания итальянской Finmeccanica). Он добавил тогда, что вариант привлечения инвестора рассматривается вместе с возможностью проведения IPO. Собеседники "Ъ" говорят, что, после того как в "Ростех" на должность управляющего директора по инвестициям пришел Сергей Скворцов (до этого один из основных партнеров "Тройки Диалог"), "приоритет — на стороне привлечения стратега". У господина Скворцова есть такой опыт: он курировал сделки по продаже контрольного пакета акций АвтоВАЗа альянсу Renault—Nissan. По мнению источников "Ъ", в случае вхождения AgustaWestland в "Вертолеты России" речь "на первом этапе может идти о пакете не более блокирующего", как это было в рамках первой сделки с Renault в 2008 году.

"Для этого нужен человек, который будет курировать переговоры с потенциальным инвестором, соотнося свои действия с "Ростехом" и не стремясь к чрезмерной самостоятельности",— говорит один из собеседников "Ъ". Источники "Ъ" считают, что Александр Михеев "подходит на эту роль", поскольку он "давний член команды Сергея Чемезова" и "давно стремился возглавить" "Вертолеты России". Собеседник в отрасли поясняет, что главной задачей Дмитрия Петрова было IPO "Вертолетов России". Но в 2011 году IPO холдинга на LSE не состоялось. Источники "Ъ" полагают, что господин Петров "продолжит работать в периметре "Ростеха"". Другой собеседник "Ъ" добавляет, что Дмитрий Петров может быть назначен заместителем гендиректора ОПК "Оборонпром" Дмитрия Леликова и будет в том числе курировать вертолетостроение.

Руководитель практики кадрового агентства Odgers Berndtson Дмитрий Скотников напомнил "Ъ", что Дмитрий Петров долго работал в банковских структурах. Если бы компания все-таки выходила на IPO, говорит он, присутствие финансиста на руководящем посту было бы уместнее. Господин Скотников отметил, что при подготовке к появлению стратегического инвестора часто происходят перестановки топ-менеджеров. Источник "Ъ" в отрасли отмечает, что "в минувшие годы был пик заказов на вертолеты, но "Вертолеты России" не всегда полностью использовали эту возможность". Он считает, что от нового гендиректора, скорее всего, "будут ждать новых идей по новым моделям, которые будут соответствовать мировому спросу".

 

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Апрель Март Февраль Январь Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Апрель Март Февраль Декабрь Октябрь Сентябрь Июнь Май Апрель Март Февраль Январь
28.08.2013
Информационный обзор прессы 28.08.13
23.08.2013
Информационный обзор прессы 23.08.13
22.08.2013
Информационный обзор прессы 22.08.13
21.08.2013
Информационный обзор прессы 21.08.13
20.08.2013
Информационный обзор прессы 20.08.13
19.08.2013
Информационный обзор прессы 19.08.13
16.08.2013
Информационный обзор прессы 16.08.13
15.08.2013
Информационный обзор прессы 15.08.13
13.08.2013
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБЗОР ПРЕССЫ. АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ